По оценкам специалистов из компании «ГУД ВУД» ( GOOD WOOD) Можно говорить, что экономический кризис пройден, покупательский спрос уверенно растет. Если по итогам 2009-й года компанией было построено и продано 480 домов из клеенного бруса, то до окончания 2010 года планируется реализация 850 коттеджей.
Стоит отметить, что в этом году рост покупательской способности вновь обострил конкуренцию среди застройщиков коттеджных поселков. В связи с неликвидностью проектов постепенно с первичного рынка уходят «случайные девелоперы», к которым относятся ленд лорды, компании одного проекта, где владельцами выступают дети глав администрации, банки, и.т.д. Напротив, за последний год значительно усилили свои позиции девелоперские структуры, работающие в альянсе с крупными инвесторами. Подобные тандемы позволяют привлекать в качестве подрядчиков ведущие строительные компании, а также обеспечивать высокое качество продукта при адекватной стоимости.
Эти действия привели к двукратному сокращению спроса на участки без подряда, причем динамика в 2011 году будет только увеличиваться. Причина — крайне высокие риски при заключении сделок по покупке земельных участков. На сегодняшний день порядка 50% участков, находящихся в продаже, не имеют документации, оформленной надлежащим образом. Нет никаких сомнений, что число обманутых дачников в 2011 году также увеличится.
Доля каменных домов от общего числа подмосковных коттеджей, построенных за прошедшие 12 месяцев, сократилась с 48% до 35%.За этот же период на 22% выросла доля домов из клеенного бруса. Причина — достижение минимальной цены за квадратный метр лидирующими компаниями. Так, на сегодняшний день, при возведении дома одним подрядчиком, покупатель может рассчитывать на стоимость 15 000 рублей за кв.м. В 2011 году объем строительства домов из клеенного бруса увеличится на 20-30%.
Есть все предпосылки для падения процентной ставки по банковским займам с 12-14% до уровня 8-10%. Но это, возможно, произойдет не ранее 2012- года. Удешевление ипотеки вместе с обещанной нормальзацией дорожно-транспортной ситуации в городе и области должно привести к конкуренции между малоэтажным жильем и городской недвижимостью.